Самый любимый праздник в средневековом Кенигсберге.
В предыдущих постах я рассказал, как готовились и встречали Рождество в Восточной Пруссии. Ну, а что же здесь происходило на Новый год?
Праздник этот не был столь значимым и массовым, как Рождество, но и он проходил достаточно ярко. Не стоит, забывать, что именно в новогодние дни 1255 года богемский король Оттокар II Пржемысл основал наш город, который почти семь столетий, пока не был переименован в Калининград, носил его имя — Кенигсберг (королевская гора).
Понятное дело, что в те годы, когда тевтонские рыцари героически обороняли свой город, а точнее крепость, от прусских племен, не желающих мириться с захватчиками, всем было не до праздников. Да и монашеский постриг (напомню, что все рыцари были монахами) не позволял им предаваться светским утехам.
А вот когда к власти пришел последний Великий Магистр Тевтонского ордена — Альбрехт Гогенцоллерн Бранденбургский, человек, сумевший реформировать церковь и преобразовать духовное государство в светское, жить его подданным стало значительно веселее и вольготнее. Именно при герцоге Альбрехте и зародилась традиция ходить по городу с длинной колбасой и потчевать ею сограждан.
Впервые это случилось 1 января 1520 года, еще даже до реформации. Но массовые гуляния и праздники пришли в город чуть позже, с 1525 года, когда официально Тевтонский орден был распущен и горожане наконец-то ощутили дух свободы.
Праздник Длинной колбасы стал одним из самых любимых в народе. Обычно колбасное шествие начиналось с острова Кнайпхоф — здесь кёнигсбергские мясники «всем миром» изготавливали колбасу такой длины, какой только могли, и взгромоздив ее на свои могучие плечи несли по улицам города. С острова Кнайпхоф шествие направлялось в сторону Королевского Замка. Войдя через главные ворота мясники клали колбасу к ногам повелителя Прусского государства.
Первыми пробу снимали представители кёнигсбергской дворянской и торговой знати. Бургомистры, главные пивные мастера и священники самых больших городских церквей также получали по внушительной порции деликатеса. Затем шествие направлялось в сторону другого города — Альтштадта. Завершался праздник в самом «народном» городе старого Кёнигсберга -Лёбенихте широким гулянием самих «виновников» торжества — мясников и колбасников. Здесь у постоялого двора пекарей, выкатывающих по этому поводу бочки хмельного пива доедались остатки колбасы.
Вот как это событие описывает известнейший историк Кёнигсберга Фритц Гаузе: «Праздник длинной колбасы» проводился восемь раз, наиболее весёлым он был на Новый 1601 год. Если в 1520 г. колбаса имела длину лишь в 41 локоть (примерно 20 м), то в 1601 г. она достигла невероятных размеров — 1005 локтей (490 м). Три мастера и 87 подмастерьев потратили на её изготовление 81 свиной окорок и 18 фунтов перца. 103 подмастерья в праздничной одежде несли на плечах колбасу весом в 885 фунтов (две тонны!). Со знамёнами и музыкой шествие двигалось от постоялого двора мясников к замку, где часть колбасы, длиной в 130 локтей, передали в качестве новогоднего подношения земельному правителю (герцогу). Далее колонна направилась к бургомистрам трёх городов. Закончилось шествие около постоялого двора пекарей в Лёбенихте, где мясники и пекари вместе съели значительный остаток колбасы и много другой еды».
Калининградский профессор В. Кулагин считают, что Праздник длинной колбасы — дань памяти древнему кельтскому обряду, он является отголоском тех жертвоприношений, которые проводились различными древнегерманскими племенами еще в начале I тысячелетия н. э.
Но как нам кажется, в колбасном шествии был и другой, «миротворческий», смысл. Ведь зачастую три города: Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт конфликтовали между собой. Нередко эти конфликты доходили до военных столкновений. А вот в Праздник Длинной колбасы все распри прекращались.
Народ пировал, веселился и хоть на время забывал о конфликтах. Причем нередко эстафету у колбасников перехватывали кенигсбергские булочники. Они не только проставлялись знаменитым лебенихтским пивом, но и гигантскими хлебами. Особенно запомнился праздник, когда по городу прошла колонна пекарей, принеся к постоялому двору мясников восемь гигантских батонов с изюмом, которые были выпечены из пшеничной муки и украшены коронами, звёздами и гербами из пряничного теста.
Праздник длинной колбасы получил широкую известность далеко за пределами Кенигсберга. И возможно именно он явился тем самым триумфом чревоугодия, который с воодушевлением подхватили жители других немецких городов. И разве знаменитый мюнхенский колбасный праздник Oktoberfest, когда тонны жареных баварских сосисок запиваются Гекалитрами отменного пива, не является его прямым продолжением. И не только Oktoberfest…
В курортном городе на юго-западе Германии Бад Дюркхайме, ежегодно проводится мясной фестиваль, на котором посетителям предлагают на пробу образцы колбас из всех уголков Германии. Ну, а запивается все это молодым рейнским вином.
Да, праздники чревоугодия характерны для многих городов Германии. А вот в Кенигсберге Праздник длинной колбасы был запрещен почти сразу же как только Восточная Пруссия вышла из состава Российской Империи. Случилось это в 1761 году после кончины императрицы Елизаветы Петровны и восшествия на престол ее племянника Пётра III, заключившего мир с прусским королём Фридрихом II, перед которым благоговел, и возвратившем ему завоёванную русскими войсками Восточную Пруссию без всякой компенсации. Прусский король презирал жителей Кенигсберга, считал их предателями, присягнувшими на верность русской короне. К тому же, будучи аскетом, Фридрих считал большим пороком чревоугодие и винопитие по случаю всевозможных празднеств. Да и количество самих праздников тоже он предложил сократить.
Как пишет историк Рюдигер Сафранский «Дурную славу подобного рода пирами стяжали себе подмастерья пекарей. Так, например, цех пекарей, один из самых зажиточных в городе, построил приют для своих подмастерьев, и установка вывески на нем послужила достаточным основанием для того, чтобы в течение двух дней устраивать пир горой. За один раз было съедено шесть быков, большое количество солонины, карпов и прочей рыбы, двенадцать горшков смальца; выпито шесть бочек пива и изведено двенадцать фунтов зерен кофе. Для увеселения были приглашены городские музыканты и устроено шествие по городу».
Отцы города усмотрели в старинных обычаях излишнюю «блажь и причуду». Живописные шествия членов цехов были запрещены по причине того, что они будто бы служат соблазном для «пустой траты времени». Так бесславно завершилась в Кенигсберге традиция празднования Дня длинной колбасы.
Но сегодня, пусть не с таким размахом и помпой мы вновь возрождаем этот старинный праздник. К слову в 2020 году по версии туристического портала «Турстат"он вошел в пятерку лучших гастрономических фестивалей России.