Продолжу свой рассказ о поездке по северу Германии.
От Брауншвейга до Ганновера мы доехали меньше, чем за час, проскочив по автобану каких-то 67 км… С этим городом, ныне столицей федеральной земли Нижняя Саксония, Пруссию связывает очень многое. Достаточно вспомнить, что самая обаятельная, привлекательная, да к тому же еще и самая любимая народом прусская королева Луиза, а точнее Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская, родом из этих мест.
И не только она. Хочу напомнить, что первой прусской королевой была София Шарлотта Ганноверская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга.
Правда до того, как стать женой вдовствующего курпринца Бранденбурга Фридриха III, а случилось это в 1684 году (прусским королем Фридрихом I он станет лишь 17 лет спустя), принцесса безмятежно проживала в Ганновере, где ее учителем и наставником был Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Да, да, тот самый Лейбниц, о котором я писал в предыдущем посте, великий немецкий ученый, философ, историк и библиотекарь. В то время он управлял не только самой большой в Северной Европе Вольфенбюттельской библиотекой, но еще и более скромной Ганноверской. И к тому же был другом и советчиком матери будущей королевы, между прочим, тоже принцессы Пфальцской, Софьи Ганноверской.
К слову, ее старший сын Георг Людвиг станет королем Великобритании, и родоначальником Ганноверской династии британских королей.
Понятно, что занятия молодого ученого ( когда Лейбниц поступил на службу к принцессе ему было 34 года), с юной ученицей (Софии тогда едва исполнилось 12 лет), переросли в нечто большее, чем просто привязанность. Даже, когда София вышла замуж за будущего прусского короля, Фридриха, которого откровенно не любила, считая глупым и самодовольным, с Лейбницем она не прерывала переписки и даже неоднократно встречалась… в ее личном дворце, Литценбурге, (после ее смерти дворец переименуют Шарлоттенбург), куда мужу – королю вход был строго запрещен.
Чтобы попасть к своей супружнице, Фридрих был вынужден просить у нее разрешение на аудиенцию, и ему часто отказывали. А вот Лейбниц мог являться к королеве, когда ему вздумается.
Да, София Шарлотта в отличие от мужа была очень образованной и любознательной дамой. Она приглашала к своему двору известных людей своего времени: композиторов, поэтов и учёных. К тому же сама была музыкально одарена и писала итальянские тексты для исполнения кантат и дуэтов. Кстати, среди ее гостей был даже Петр I.
Это случилось во время его первого зарубежного турне, так называемого «Великого Посольства». По дороге из Кенигсберга в Голландию наш царь заглянул и в Ганновер. Было это в 1697 году. Тогда же он встретился и с Лейбницем, который надоумил Петра открыть русскую Академию.
София-Шарлотта уже была наслышана о русском царе, с которым ее муж, курфюрст Фридрих III, встречался в Кенисберге, и тоже хотела с ним повидаться. Для этого даже уговорила тайного советника Пауля фон Фукса докладывать ей письменно обо всех подробностях, связанных с русским царем. Из этих донесений можно составить подробный портрет русского царя.
То, что «царь склонен к мягкости и даже осуждает по всякому поводу варварские манеры своей страны», что «у него прекрасные глаза», что «одежда так проста, что дальше некуда» и что при этом «его манера вести себя, особенно за столом, немного отдает варварством, поскольку он еще чистит себе нос пальцем…». Ну а чем его еще чистить?
И вот, несмотря на то, что Петр старался путешествовать инкогнито, он был вынужден уступить женским просьбам, согласившись встретиться с Софией Шарлоттой и ее 67-летней матерью. Заехав ненадолго к двум, «лучшим представительницам цивилизованной Европы», Петр так увлекся разговором, что встреча эта растянулась на несколько часов… И вот что о ней написала 67-летняя София Ганноверская: «Этот государь очень хороший и очень дурной, в нравственном отношении он — полный продукт своей страны. Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, так как у него много достоинств и необыкновенный ум».
К словам этой женщины стоит прислушаться. Ведь помимо того, что она я мать первой прусской королевы Софии Шарлотты, она же, согласно Акту о престолонаследии, принятому парламентом Англии в 1701 году, стала наследницей Английского престола. Правда, Самой Софии поцарствовать не удалось, она скончалась за два месяца до смерти королевы Анны, последней из династии Стюартов. А вот ее 54-летний сын Георг Людвиг, принял корону, положив начало правления Ганноверской династии. Прервать ее удалось лишь во время Австро-прусской войны 1866 года, когда английский король Георг 5, а по совместительству курфюрст Ганновера, принял сторону Австрии. Прусская армия оккупировала Ганновер, он был аннексирован Пруссией, а король низложен.
Чем еще славен Ганновер? Ганноверскими рысками, выведенными на конном заводе, основанном английским королем Георгом I.
Несмотря на то, что он правил Британскими островами, большую часть времени Георг проводил в Ганновере. Впрочем, как и его наследники…
Знаменит город и Ганноверской кровяной гончей, выведенной путем скрещивания нескольких пород, применявшихся для поиска по кровяному следу, и … ганноверскими сосисками, придуманными в конце 18 в. местным мясником.
В 1386 году Ганновер вступил в Ганзейский союз. Но единственным вкладом города в международную торговлю было… пиво, которое здесь начали производить в XVI веке.
Зато сегодня Ганновер - крупнейший цент торговли. Здесь проходят самые масштабные в Германии международные выставки. С чем мы косвенно столкнулись. Цены на гостиницы во время нашего посещения Ганновера подскочили со 100 евро до 700… Так что пришлось нам искать ночлег в соседнем Целле. О чем мы нисколько не пожалели. Но об этом в другой раз.
Во время войны город сильно пострадал. И все-таки многое здесь восстановлено.
Надо лишь двигаться вдоль красной линии, начерченной на тротуарах.
Что мы и сделали. Она приведёт по всем 36 основным достопримечательностям города.